Налоговые органы каждого государства по своему функциональному назначению ищут возможности наполнить казну и ведут борьбу с теми, кто уклоняется от налогообложения. В Украине самым красноречивым элементом этой борьбы является мониторинг и остановки регистрации налоговых накладных по налогу на добавленную стоимость.
В Постановлении Кабинет Министров Украины № 1165, от 11.12.2019 утвержден порядок автоматического мониторинга, остановки регистрации налоговых накладных (НН), критерии рискованности налогоплательщика и отдельной операции и порядок обжалования. К тому же налоговые органы приказом №479 от 08.09.2020 года обновили перечень кодов товаров, которые применяются при определении рискованности хозяйственной операции.
Ниже мы несколько сокращенно (для быстрого понимания) предоставляем критерии рискованности. С полным текстом можно ознакомиться на официальных сайтах. Оперативная консультация⇒
Критерии рискованности плательщика налога на добавленную стоимость
- Налогоплательщика зарегистрировано (перерегистрировано) на основании недействительных, утраченных, утерянных и поддельных документов.
- Плательщика налога зарегистрировано (перерегистрировано) на несуществующих, умерших, без вести пропавших лиц.
- Плательщика налога зарегистрировано (перерегистрировано) физическими лицами, которые не намеревались осуществлять хозяйственную деятельность, согласно пояснениям таких лиц.
- Плательщика налога зарегистрировано (перерегистрировано) и им осуществляется финансово-хозяйственную деятельность без ведома и согласия его основателей и предназначенных руководителей согласно пояснению последних.
- Налогоплательщик - юридическое лицо не имеет открытых счетов в банковских учреждениях.
- Не подано отчетности по налогу на добавленную стоимость за два последних отчетных (налоговых) периода.
- Не подано контролирующему органу финансовой отчетности за последний отчетный период.
- В контролирующих органах имеется налоговая информация, которая определяет рискованность осуществления хозяйственной операции.
Критерии рискованности операции
- Отсутствие товара или услуги, на постоянной основе поставляемого и объем поставки товара или услуги, указанный в НН, равна или превышает величину остатка (разница между объемом приобретения на таможенной территории Украины и / или импорта, увеличенного в 1,5 раза, и объемом поставки соответствующего товара / услуги) и преобладание в таком остатке от 50% и более групп товаров (продукции), определенных ДПС и утвержденных соответствующим приказом, опубликованным на официальном сайте ГНС.
Обычно именно эту группу Товаров ГНС Украины особенно заботливо выписывает и официально обнародует.
- Отсутствие (аннулирование, приостановление) лицензий на производство, экспорт, импорт и оптовую торговлю подакцизными товарами.
- Отсутствие на дату составления НН сведений в Реестре плательщиков акцизного налога по реализации горючего.
- Составление расчета корректировки поставщиком товаров или услуг к налоговой накладной, составленной на получателя - плательщика налога, если предполагается изменение номенклатуры товара / услуги, при отсутствии такого в таблице данных плательщика налога как товара / услуги что на постоянной основе поставляется.
- Превышение суммы компенсации стоимости товара или услуги, величины остатка определяется как разница объема приобретения на таможенной территории Украины с 1 января 2017, указанного поставщиком в зарегистрированных в Реестре налоговых накладных / расчетах корректировки, составленных на получателя таких товаров или услуг, и объема поставок с 1 января 2017, указанного получателем в зарегистрированных в Реестре налоговых накладных / расчетах корректировки на поставку таких товаров или услуг.
- Составление расчета корректировки на уменьшение налоговых обязательств в налоговой накладной, составленной и зарегистрированной поставщиком товаров или услуг на неплательщика налога на добавленную стоимость, и представления для регистрации в Реестре в срок, превышающий 14 календарных дней со дня составления налоговой накладной.
Итак, следует заблаговременно отслеживать законодательство, тенденции в хозяйственной деятельности собственной компании и в компаниях-партнерах. Недополученный законный налоговый кредит тяжкое бремя для предприятия-покупателя, а противодействие фискальным органам даже с профессиональными юристами будет занимать время и материальные ресурсы компании.