Ни для кого не секрет, что в Украине значительная часть экономики находится в «тени». Поэтому в целях легализации бизнеса и наполнения бюджета было введено электронную систему администрирования НДС, а впоследствии и автоматическую блокировку налоговых накладных малого и среднего бизнеса, если последние отвечали установленным критериям.
Система блокировки налоговых накладных была введена для того, чтобы «вывести на чистую воду» недобросовестных налогоплательщиков, которые, например, покупают мясо и продают строительные работы.
Система блокировки налоговых накладных предусматривает их мониторинг на соответствие критериям, что предусмотрено п.6-7 Порядка Кабмина от 21.02.2018 г. №117.
- Критерии рискованности плательщика: если налогоплательщика признают по этим критериям рисковым, то любые его налоговые накладные будут блокироваться:
№ п/п |
Критерии рискованности плательщика |
1.1. |
имеющийся обвинительный приговор суда в отношении должностного лица (должностных лиц) налогоплательщика в соответствии со ст. 205 Уголовного кодекса
|
1.2. |
плательщика налога зарегистрировано (перерегистрировано) и производится финансово-хозяйственная деятельность без ведома и согласия его учредителей и назначенных в законном порядке руководителей
|
1.3. |
плательщика налога зарегистрировано (перерегистрировано) физическими лицами с последующей передачей (оформлением) во владение или управление подставным (несуществующим), умершим, без вести пропавшим лицам
|
1.4. |
плательщика налога зарегистрировано (перерегистрировано) на недействительные (утраченные, утерянные) и поддельные документы
|
1.5. |
плательщика налога зарегистрировано (перерегистрировано) физическими лицами, которые не намеревались осуществлять финансово-хозяйственную деятельность или реализовывать полномочия
|
1.6. |
Комиссии могут рассматривать вопрос об установлении рискованности налогоплательщика: |
- плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) по адресу, который находится на неподконтрольной территории Украины (зона АТО, Крым); |
|
- дата регистрации плательщиком НДС не превышает трех месяцев с даты такой регистрации; |
|
- налогоплательщик - юридическое лицо, который не имеет открытых счетов в банковских учреждениях, кроме счетов в органах государственной казначейской службы Украины (кроме бюджетных учреждений); |
|
- налогоплательщик, должностное лицо и / или основатель которого являлся должностным лицом и / или учредителем предприятия, которое ликвидировано по процедуре банкротства в течение последних трех лет; |
|
- плательщиком налога на прибыль не подано в контролирующий орган финансовую отчетность за последний отчетный период; |
|
- имеется налоговая информация, свидетельствующая о наличии признаков осуществления рисковых операций плательщиком. |
- Критериям рискованности операций:
№ п/п |
Критерии рискованности операций |
2.1. |
несоответствие объема поставок товара / услуги к остатку такого товара / услуги на складе и превышение процентного уровня рискового товара (более 75%), определенного в соответствии с налоговой нагрузкой |
2.2. |
отсутствие на дату составления НН / РК сведений (актуальной записи) в Реестре плательщиков акцизного налога с реализации горючего по субъекту хозяйствования, который регистрирует налоговую накладную на горючее |
2.3. |
остановка регистрации расчетов корректировки, составленных в случае изменения номенклатуры товара / услуги |
2.4. |
отсутствие лицензий по подакцизным товарам, указанным в налоговой накладной, представленной на регистрацию |
Если налоговая накладная соответствует критериям рискованности операций, то система ее заблокирует, за исключением случая, когда налогоплательщик имеет положительную налоговую историю.
№ п/п |
Критерии положительной налоговой истории плательщика налогов |
3.1. |
50% общего объема поставок товаров / услуг за последние 6 месяцев неплательщику НДС |
3.2. |
объем поставок в текущем месяце не превышает 150 000 гривен на одного покупателя-налогоплательщика |
3.3. |
общая сумма уплаченных в предыдущем отчетном году сумм ЕСВ и налогов и сборов (кроме суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров на таможенную территорию Украины) составляет более 5 000 000 гривен |
3.4. |
торговля одинаковыми товарами / услугами |
3.5. |
уплата ЕСВ на одного работающего превышает сумму ЕСВ с минимальной заработной платы в 1,5 раза за последние 12 месяцев при условии, что с 01.01.2017 года руководитель и / или учредитель не менялись |
3.6. |
остаточная стоимость основных средств для плательщиков налога на прибыль составляет более 1 млн. грн. |
3.7. |
наличие собственных арендованных земельных участков составляет более 200 га включительно или наличие арендованных земельных участков коммунальной и / или государственной собственности площадью не менее 0,5 га (по состоянию на 01.01.2018 г.), которые задекларированы к 20.02.2018 г. |
Система блокировки налоговых накладных предусматривает также случаи, при которых налоговые накладные подпадают под амнистию, а именно:
№ п/п |
Характеристика (п.3 Порядка Кабмина от 21.02.2018 г. №117) |
1. |
налоговые накладные, которые не подлежат предоставлению покупателю и (или) составлены на операцию, является освобожденной от налогообложения |
2. |
объем поставок, указанный плательщиком налога в налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН в текущем месяце, с учетом представленной на регистрацию в Реестре налоговой накладной составляет менее 500 тыс. гривен и руководитель - должностное лицо такого плательщика налога является лицом, занимающим аналогичную должность не более чем в трех (включительно) налогоплательщиков; |
3. |
одновременно значения показателей D и P, имеют следующие размеры: D> 0,03, Р <Рим × 1,4 |
Итак, проанализировав критерии блокировки налоговых накладных можно констатировать факт, что система достаточно сложная и запутанная, что с одной стороны дает возможность разоблачить незаконную деятельность бизнеса, а с другой - из-за несовершенства системы, добросовестные плательщики также могут попасть в её сетку и будут вынуждены пройти сложный путь до установления истины.
Это объясняется тем, что как показывает практика, блокировки налоговых накладных согласно квитанции ДФС происходит по критерию, который определен в пп.1.6 п.1. «Критериев рискованности налогоплательщика». Фактически контролирующий орган не указывает конкретно под какой признак рискованности подпадает налогоплательщик, поскольку в этом подпункте содержатся шесть признаков рискованности. При таких обстоятельствах субъект хозяйствования должен сам разобраться - почему и в соответствии с какими признаками рискованности ему остановлено регистрации налоговой накладной.
После выяснения предприятием, какой признак стал основанием для блокировки налоговой накладной, управленцам необходимо будет пересмотреть структуру ведения бизнеса и внести определенные коррективы для того, чтобы обойти критерии, которые будут тормозить развитие бизнеса.
В том случае, если налогоплательщик подпадает под общий признак, что приводит к остановке регистрации налоговой накладной, а именно: «Имеется налоговая информация, свидетельствующая о наличии признаков осуществления рисковых операций плательщиком» - то налогоплательщику необходимо обратиться в орган ДФС для получения соответствующих разъяснений. После получения ответа от органа ДФС, без конкретизации, какая именно негативная информация стала основанием для блокировки налоговой накладной - стоит обжаловать действия органа ДФС в административном и судебном порядке, поскольку это будет свидетельствовать о ручной режим блокировки налоговых накладных предприятия.
О том, как обжаловать блокировку налоговой накладной, административном и судебном пути для этого – читайте в нашей следующей статье – «Разблокирование налоговой накладной».
Последствия блокировки регистрации налоговой накладной неутешительные и для продавца и для покупателя.
Продавец товаров/ услуг обязан начислить обязательства по НДС и уплатить налог, учитывая даже заблокированные налоговые накладные.
В то же время Покупатель товаров/услуг не имеет права получить налоговый кредит по НДС и лимит для регистрации свои собственных налоговых накладных.
Так как особенно страдает именно Покупатель, то советуем заказчикам товаров и услуг устанавливать в соответствующих хозяйственных договорах оговорки и нормы, которые бы четко прописывали финансовую ответственность за незарегистрированные и заблокированные налоговые накладные.
Автор: бухгалтер-эксперт Ирина Кеминь